8-800-350-2751

+7 (495) 725-37-85

Последнее время в России уделялось огромное внимание к сфере энергоэффективного освещения, обеспечивалась обширная информационная поддержка, инвестировались бюджеты, от лица государства звучали призывы к развитию светодиодной отрасли и сохранению энергии. Вполне логично было предположить, что вот-вот развернется колоссальный рынок светодиодной техники, а вслед за ним потекут бюджетные деньги. Не тут то было.

Попытка массового внедрения светодиодной техники посредством энергосервисных контрактов потерпела неудачу в виду неудовлетворительного состояния, как самих объектов, так и нормативно правовой базы. Огромное количество инвесторов в погоне за призрачным рынком к концу 2013 года пришло к тому, что рынка как такового не существует, что вместо инвестиций в производство и демпинга нужно было заниматься формированием рынка, обеспечением стабильного спроса, и внедрением стандарта качества.

Наиболее широкий выбор светильников от более чем двух тысяч «производителей» представлен в линейке офисных светильников, встраиваемых в потолки типа Армстронг. В реальности это разнообразие состоит максимум из десяти типовых инженерных решений. «Продукт» собирается как конструктор - корпус, светодиоды, блок питания, драйвер.

Сегодня можно приобрести «светодиодный энергосберегающий светильник» по цене 900 рублей, что дешевле, чем его аналог на традиционных лампах. Казалось бы, свершилась мечта всех игроков отрасли - цена светодиодного продукта меньше, чем цена традиционного светильника. Но снижение цены произошло исключительно за счет качества конечного продукта, а не за счет уникальных инженерных решений, грамотно построенного или массового производства, как это бывает на всех цивилизованных рынках.

Происходит все это на фоне ужесточения требований к данному классу продуктов, в частности, со стороны Роспотребнадзора, который в конце 2012 года ввел дополнительные жесткие требования к светодиодным светильникам для общего искусственного освещения.

Сегодня среди экспертов российского светотехнического рынка появился новый термин «светодиодная истерия». Как ни прискорбно, но это так, ведь рынка светодиодной техники не было, нет и не будет, как нет рынка люминесцентного освещения или рынка натриевого освещения. Есть просто светотехнический рынок, где каждый источник света занимает свой сегмент.

Что будет дальше - покажет время. С уверенностью можно сказать, что в ближайший год многие производители просто откажутся выпускать светодиодное оборудование в виду отсутствия хоть какой-то рентабельности в текущих «рыночных» условиях. Это должно привести к дефициту и, как следствие, подъему и фиксации цен вместе со стабилизацией минимально достаточного качества готового продукта.

К счастью, данная ситуация не коснулась сегментов промышленного и уличного освещения, поскольку производство подобного рода светильников связано с большими инженерными затратами и высокой стоимостью конечного продукта.

Остается надеяться, что печальный опыт выпуска низкокачественных светильников уже не позволит производителям повторить свои ошибки, ведь многие потеряли свои инвестиции. Учитывая, что рынок светотехники требует минимальных сроков поставки, на рынке останутся предложения только тех производителей, которые серьезно и профессионально подходят к производству данного сегмента светотехнического рынка России.

Что будет на самом деле - мы увидим в ближайшие пару лет, при этом, большая часть «производителей» до этого, скорее всего, не доживет.